на главную Вернуться на главную для слабовидящих Версия для слабовидящих Написать письмо

ПУТЕШЕСТВИЕ В РОЖДЕСТВО

Спасибо, Отче, за Христа,
За счастье Рождества.
Твоя святая чистота
И в нас теперь жива.
И. Кашевар

Паломнические поездки по святым местам стали доброй традицией Воронежского агроуниверситета. Очередная такая поездка состоялась в первые дни нового 2019 года. Паломничество – это возможность изучения истории, архитектуры, иконописи, желание увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым свое поклонение, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. История России – это во многом история ее монастырей, в чем убеждаешься снова и снова, посещая святые места, отмеченные иноческими подвигами. Укреплялась Россия всегда верою через молитву. «Мир стоит молитвой, – говорил преподобный Силуан Афонский, – а когда ослабеет молитва, мир погибнет!».
Первой остановкой нашей поездки стала Оптина Пустынь – один из древнейших монастырей России, поистине признана ценнейшей жемчужиной центральной России и популярным паломническим центром.
В конце ХІХ века эта обитель была духовным центром образованной религиозной части русского общества. Сюда ехали люди со всей России, чтобы приникнуть к чистому роднику православия, увидеть и услышать духовных учителей, избранных Богом.
Духовный расцвет Оптиной связан с именами её великий старцев: преподобных Льва, Макария, Моисея, Антония и Амвросия. Имя Оптиной пустыни крепко связано с российской культурой. Сюда, к Оптинским Старцам приезжали многие выдающиеся люди: Жуковский, Гоголь, Аксаков, Тютчев, Тургенев, князь Вяземский, Чайковский, А. Толстой, Циолковский, Чижевский. Оптинские Старцы оставили нам богатую духовную копилку из своих поучений, которые указывают на предназначение человека к добрым делам, ведущих к вечной жизни. Как и другие монастыри, Оптину пустынь не пощадила революция 1917 г. Во времена советской власти монастырь был закрыт, обитель разорена, монахи выгнаны, многие сосланы в Сибирь или расстреляны. И только в 1987 году, в год тысячелетия крещения Руси, Оптина Пустынь была возвращена Православной церкви. Сейчас все храмы возрождены, огромная территория сверкает нарядными куполами церквей.
Перед глазами паломников предстает величественный ансамбль обители, колокольня в готическом стиле, стены сродни крепостным (именно такими они и были в древних монастырях). В настоящее время на территории монастыря находится восемь действующих храмов, монастырское кладбище, часовня на месте погребения убитых иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Оптинских (18 апреля 1993 г.). На территории монастыря и в храмах очень много паломников, экскурсионных групп.
Пребывание в монастыре оказалось для паломников насыщенным и очень познавательным. У всех участников поездки была возможность приложиться к мощам преподобных старцев Оптинских, а также особо почитаемой Казанской иконе Божией Матери. На территории монастыря паломникам представилась возможность и просто погулять, подышать чистым воздухом, пофотографировать.
Недалеко от Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь (неофициальное название Ша́мординский монастырь), которая была основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой), назначенной впоследствии её первой настоятельницей. Паломникам агроуниверситета также представилась возможность ее посетить. Никого не оставляет равнодушным величавый 15-тиглавый собор в честь Казанской иконы Божией Матери, напоминающий дворец из русской сказки. Он поражает всех своими размерами и в то же время изяществом. Воздвигнут собор в 1901 году.
Паломники отметили, что в монастыре очень тихо, спокойно на душе, есть много интересного. Каждый из путешествующих смог прикоснуться к его святыням. Считается, что Казанская икона Божьей Матери творит настоящие чудеса, каждый из путешествующих смог к ней приложиться. В монастыре также имеется три святых источника – Казанский, Амвросиевский и источник в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник»; там также есть купальни. Несмотря на переменчивую зимнюю погоду, многие из паломников смогли в них искупаться.
Затем путь паломников лежал в областной центр – город Калугу – один из старейших городов русской земли, которому 647 лет. Калуга представляет собой образец живописного провинциального русского города (до наших дней в городе сохранились целые кварталы, в которых многие постройки являются памятниками архитектуры XIX века). Калуга, наделённая в XX веке статусом «колыбели космонавтики», издревле является православным городом, в котором всегда было множество церквей и приходов. По состоянию на начало 2016 года, в Калуге насчитывается 37 церквей, храмов и приходов. Особенность планировки Калуги заключается в том, что, возникнув как пограничная крепость, она росла и развивалась вокруг своих храмов, которые с древности занимали господствующие высоты в городе. В советские годы многие церкви были разобраны и безвозвратно утеряны. Во время прогулки по городу паломники посетили главную святыню Калужской епархии – Свято-Троицкий Кафедральный собор. Собор примечателен своим куполом, который выполнен по безопорной технологии и считается самым большим в России, даже больше, чем в Казанском соборе Санкт Петербурга (так, внутренний диаметр купола составляет 16,75 м, наружный – 19,95 м).
Также паломники посетили Никитский храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который считается настоящей калужской стариной. Храм буквально наполнен святынями: это частица мощей блаженной Матроны Московской, частица мощей святых Петра и Февронии Муромских, ковчег с частицей мощей великомученика Никиты. В храме находится несколько привезенных со святой горы Афон списков богородичных чудотворных икон: Всецарица, Иверская икона Божией Матери, Пояс Пресвятой Богородицы с частицей Пояса.
На ночлег паломники отправились в село имени Льва Толстого в мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Калужская Свято-Тихонова Пустынь). Монастырь является довольно известным в православном мире и не уступает по своей пафосности Оптиной Пустыни. Обитель была основана во второй половине XV века преподобным Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. История монастыря довольно сложная: он долго отстраивался, а затем в начале XX века разделил горькую судьбу многих – все здания были осквернены и разграблены, а многие монахи убиты. Лишь в 1991 году обитель начала возрождаться.
Предметом поклонения в монастыре выступают: икона с мощами Оптинских старцев; икона святителя Николая, привезенная из г. Бари; икона благоверного князя Александра Невского, написанная в память о спасении жизни царя Александра III во время покушения; образ преподобного Тихона Калужского XIX века и привезенные со Святой Горы Афон икона великомученика и целителя Пантелеимона, освященная на его мощах, и Иверская икона Божией Матери, освященная в Иверском монастыре.
Паломники смогли убедиться, что это действительно святые места с очень хорошей аурой, величавой архитектурой в византийском стиле, ухоженной территорией. Путешествующие также посетили святой источник и раку преподобного Тихона Калужского, около которых происходят многочисленные исцеления.
На обратном пути паломники посетили Тулу – город вкусных пряников, расписных самоваров и надежных ружей. Главной достопримечательностью города выступает Тульский кремль, который был построен по приказу царя Василия III и со временем стал ключевым пунктом Засечной черты – ряда укреплений, защищавших государственную границу от набегов южных степных кочевников. Кремль ни разу не сдался врагу, под его стенами потерпел поражение крымский хан Девлет-Гирей в 1522 году.
В настоящее время Тульский кремль – это уникальный, хорошо сохранившийся с XVI века комплекс памятников архитектуры и истории. Его территория охватывает Успенский собор, построенный в стиле русского барокко в 1766 году, Богоявленский собор конца XIX века, сооружённый в память воинов, павшим в Отечественной войне 1812 года, а также торговые ряды XIX века и первую городскую электростанцию XX века.
Паломники посетили Всехсвятский кафедральный собор – бывшую кладбищенскую церковь конца XVIII столетия, постепенно разросшуюся до великолепного собора, который можно назвать одним из символов Тулы. Храм построен на возвышении, благодаря чему его архитектурный ансамбль хорошо просматривается со всех точек города. Паломники и местные жители ценят Всехсвятский собор не за изящество постройки или архитектурные изыски, а за дивную Казанскую икону Божией Матери из тульской Казанской церкви, что была разрушена после революции. Есть в храме и ещё одна святыня – это образ Николая Чудотворца афонского письма, что также хранился в Казанской церкви. Говорят, образ едва смогла спасти алтарница Всехсвятского храма, выкупив его за бутылку водки у плотников, думавших постелить икону в качестве доски на пол.
В 2018 году Тула была названа новогодней столицей России 2019, переняв эстафету от Ханты-Мансийска. Город оружейников получил столь почетное звание неслучайно. В Туле есть современные площадки, подходящие для единовременного пребывания большого скопления народа.
В познавательных целях путешествующим было предложено посетить Тульский государственный музей оружия. Вплоть до строительства нового здания в 2012 году музей размещался на территории Богоявленского собора Тульского кремля. После открытия новой площадки часть экспонатов переехала из храма.
Всем нам с детства известен сказ про тульского мастера Левшу, сумевшего подковать блоху. Но мало кто знает, что у него есть практическая подоплека: Тула – один из самых старых в России центров слесарного мастерства. А самой серьезной отраслью тут было изготовление оружия.
Оружие тут производили партиями уже к XVI столетию, в XVII веке появились первые частные оружейные фабрики, а в начале XVIII века – и первый государственный оружейный завод. С тех пор Тула – большой оружейный центр, а ее старинный завод работает до сих пор: выпускает военное и спортивное оружие.
Кроме Тульского государственного музея оружия, отличительной особенностью и символами города мастеров являются музей «Тульский пряник» и музей «Тульские самовары».
В завершение паломнической поездки, путешествующие посетили Богородичный Щегловский монастырь. Это мужская обитель в Туле, единственная в России названная в честь иконы Божьей матери «Млекопитательница». Эта редкая икона очень символична – на ней Иисус Христос представлен в образе младенца, пьющего молоко своей матери, как обычное земное дитя. Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)».
На сайте монастыря есть такое обращение: «К кому, как не к чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница», припасть нужно сегодня всей России?! Тогда возможно чудо – возвращение к традиционным духовным ценностям, к высокой нравственности.
Центральный собор (Верхний храм освящён в честь иконы Божьей Матери «Млекопитательница», а нижний – в честь великомученика Пантелеймона) монастырского комплекса, благодаря своей величественности, богатому наружному и внутреннему оформлению, продуманной планировке, церковной утвари и иконам входит в число красивейших церквей Тульской области.
Паломническая поездка очень понравилась, дала много пищи для размышлений, для поисков ответов на возникающие в душе вопросы, все высказали желание посетить святые места ещё не один раз. После посещения монастырей ощущается в душе необыкновенный покой, мир и благодать. Кажется, главная мысль каждого из путешественников была сосредоточена в одной фразе: «Слава Богу за всё!