НЕИЗВЕСТНАЯ НАГРАДА АКАДЕМИКА К.Д. ГЛИНКИ
Первое и старейшее высшее учебное заведение Воронежа и Центрального Черноземья — аграрный университет (СХИ) — достиг рубежа своего 108-летия. И как в эти дни не вспомнить удивительную судьбу его первого ректора — основателя института.
Константин Дмитриевич Глинка — выходец из дворянской семьи. Род Глинок нисходит к XI веку, когда один из воинов этого рода получил рыцарское звание от польского короля Болеслава Храброго (992-1025 г.г.), а также герб Тржаска (обломки мечей). Этот герб украшает русскую ветвь рода Глинок Смоленской губернии, основателем которого считается Владислав Глинка. От него и пошли несколько ветвей русских Глинок, к одной из которых относится наш Константин Дмитриевич.
Род смоленских Глинок дал много замечательных людей. Среди них великий композитор Михаил Иванович Глинка, русский писатель Сергей Николаевич Глинка, русский поэт Фёдор Николаевич Глинка и первый русский академик — почвовед Константин Дмитриевич Глинка, именем которого был назван Воронежский государственный агроуниверситет (с 1967 г.) А до этого вуз носил имя императора Петра I, которое было ему присвоено в 1913 году.
Недавно мы узнали, что именно в этом 1913 году К. Д. Глинка был награжден Серебряным крестом «За заслуги в сельском хозяйстве» в связи с 300-летием дома Романовых и за создание института агрономии (СХИ), а также организацию и проведение исследования почв для целей освоения Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. К.Д.Глинка, больше чем кто-либо другой после В.Докучаева, показал важность не только блестящего геологического образования и глубины познания природы, но и патриотизма, и преданности Родине для применения знаний в целях рационального развития сельскохозяйственного образования и обоснования научных основ освоения такого важного ресурса сельского хозяйства, как почвы.
Тем не менее о награждении К. Д. Глинки Серебряным крестом нет никаких упоминаний в автобиографических и других документах, связанных с его великим именем. Но на фотографии торжества по случаю открытия нашего института К. Д. Глинка имел на груди этот знак.
Прежде коснемся причин столь длительного замалчивания этой его награды. Они были, несомненно, политическими и заключались в дискриминации и гонении всех тех, кто имел именные царские награды.
В любом случае как дореволюционные, так и первые послереволюционные деятели науки были единодушны в высокой оценке деятельности К. Д. Глинки. Показателем этого является и присуждение ему Серебряного креста «За заслуги в сельском хозяйстве», а после Октябрьской революции присуждение звания действительного члена Российской академии наук.