на главную Вернуться на главную для слабовидящих Версия для слабовидящих Написать письмо

МОШЕННИЧЕСТВО В ВЕК ИНФОРМАЦИИ

С развитием технологий получило активное распространение мошенничество с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Нередко на наши телефоны приходят загадочные сообщения, звонки от неизвестных номеров, в том числе с, казалось бы, доверенного номера – «900». Однако при ответе на эти звонки мы регулярно слышим представителей банков или иных компаний, которые озадачивают нас внезапными событиями в стиле «Мы заблокировали сомнительную операцию» или «Вам одобрен кредит» Ежегодно показатели преступности в данной сфере растут, а в последние годы – в геометрической прогрессии. В результате проведенного анализа состояния преступности в данной сфере был подготовлен ряд ключевых рекомендаций по защите населения от преступных посягательств мошенников:

  • Не отвечайте на звонки от неизвестных абонентских номеров, заведомо для Вас являющиеся подозрительными (например, с номера «900», скрытые номера, а также с кодами субъектов РФ или иных государств, вызовы из которых Вами не ожидались) либо делайте это с повышенной бдительностью. В случае, если разговор начинается с фраз о блокировке Вашей карты, или сомнительной операции, или же рекомендации сообщить пришедший на Ваш телефон код, или  просьбы подойти к банкомату и вставить свою карту/назвать ее данные, то настоятельно рекомендуем Вам закончить данный разговор. В настоящее время с приходом IP-телефонии подделка абонентского номера, а также звуковых эффектов (напр., офисного шума, имитирующего звонок из банка) не является технически сложной задачей.
  • Избегайте покупок товаров на сомнительных интернет-ресурсах. В последнее время объем товарооборота посредством интернет-магазинов существенно увеличился, что является естественным развитием экономики. Однако, параллельно с этим, развитие получило и так называемое интернет-мошенничество. Настоятельно рекомендуем Вам при совершении интернет- покупок детально изучать репутацию интернет-магазина, обращать внимание на качество подготовки интернет-сайта, наличие и достоверность данных о продавце, в том числе наличие конкретного физического адреса данной организации или лица, а также, по возможности, избегать приобретение дорогостоящей продукции с предварительной оплаты товара. Особое внимание обращайте на указание платежной информации и сведений о принадлежащей Вам банковской карте. Имеет смысл также иметь банковскую карту, отдельную от зарплатной, и использовать её для совершения интернет-покупок. При этом хранить на данной карте денежные средства лишь в размерах, необходимых для совершения этой покупки.
  • По возможности избегайте указания Ваших личных данных, в том числе мобильного телефона на интернет-ресурсах, а также размещения в Сети интернет Ваших документов. Развитие искусственного интеллекта, а также упрощение элементарного программирования привело к появлению систем, осуществляющих автодозвон граждан по собранным разными компаниями клиентским базам. Периодически при подъеме трубки с неизвестных телефонов соединение мгновенно сбрасывается. Данные звонки делаются с единственной целью – проверить, используется ли клиентом телефон, является ли он «рабочим». Впоследствии данные сведения могут быть использованы как рекламными «ботами», так и мошенниками.
  • Проверяйте достоверность поступающих в социальных сетях и при телефонных звонках просьб о переводе денежных средств. Нередко граждане обращаются в правоохранительные органы с заявлениями о том, что к ним в соцсетях обратился знакомый и попросил денежных средств взаймы в связи со срочными обстоятельствами. В этой ситуации следует связаться с данным человеком иными средствами связи (напр. позвонить на телефон) и проверить данный факт. В случае, если данное обстоятельство не подтвердилось, имеет смысл принять меры к блокировке данного аккаунта путем уведомления администрации интернет-ресурса. Аналогично следует относиться к объявлениям о сборе денежных средств, особенно с указанием на произошедший несчастный случай и необходимости проведения срочной операции. Не исчезли из практики мошенничества, совершенные путем введения потерпевшего в заблуждение о возникновении экстренной ситуации у близкого родственника. Например, человеку поступает звонок от якобы сотрудника ДПС, который сообщает о том, что сын/внук/иное лицо попало в аварию, и с целью заглаживания вреда необходимо срочно передать деньги. Обязательно следует проверять данную информацию прежде, чем предпринимать какие-либо действия.
  • Отнеситесь ответственно к защите Ваших персональных данных и файлов в социальных сетях. При создании паролей используйте сложные слова или выражения с применением цифр и символов, по возможности имеющие смысл только для Вас. Неплохим вариантом может оказаться использование строчки стиха или имени малоизвестного персонажа. При наличии возможности используйте систему двойной идентификации (напр. с подтверждением входа через мобильное устройство). Избегайте создания или изменения аккаунтов на компьютерах/смартфонах, относительно которых имеется подозрение на наличие вредоносных программ. Взломанные аккаунты соцсетей могут быть использованы мошенниками либо использоваться для вымогательства путем угрозы распространения личной переписки или фотографий. Ввиду вышеизложенного также следует избегать хранения и пересылки личных медиа путем использования социальных сетей.
  • С особой осторожностью относитесь к предложениям о получении кредита, займа, ставках на какие-либо мероприятия, участии в финансовых рынках, об обучении биржевой деятельности и о получении легкого заработка. В подавляющем большинстве случаев данные предложения направлены на получение необходимой информации о человеке либо на непосредственное хищение принадлежащих ему денежных средств.
  • Будьте бдительны при заключении каких-либо договоров. В последнее время обрело популярность совершение мошенничества путем введения в заблуждение о предоставлении гражданам каких-либо услуг (напр. юридической помощи, выдаче кредита, а также обучения инвестиционной деятельности). Данные «организации» имеют в пользовании офис, в который приглашают граждан для оформления договора о предоставлении какой-либо услуги, например, юридической помощи в обжаловании решения суда. Человеку предлагается заключить соответствующий договор, который подписывается им без детального изучения. Впоследствии выясняется, что предметом заключенного договора является лишь консультационные услуги по подбору правовой базы, а решение поставленного гражданином вопроса к данному соглашению не имеет никакого отношения.

В случае, если Вы все же стали жертвой мошенничества, рекомендуется следующий порядок действий:

  • примите меры к блокировке банковской карты (в случае если произошла операция, в результате которой похищены денежные средства);
  • получите сведения о подразделении банка, в котором обслуживается счет, с которого были похищены денежные средства;
  • обратитесь в соответствующий отдел полиции, обслуживающий территорию, на которой находится вышеуказанная банковская организация. Если предметом мошенничества послужили наличные денежные средства, то следует обратиться в отдел полиции по месту передачи денежных средств. В случае, если соответствующих сведений нет, Вы вправе обратиться в любой отдел полиции.

Всего за 2020 год  только на территории Центрального района г. Воронежа возбуждено 537 уголовных дел по фактам интернет-мошенничества и хищения денежных средств со счетов в банках. Данная цифра ежегодно продолжает расти.

Подводя итоги вышеизложенного, следует отметить, что, несмотря на изменение способов совершения мошенничества, самым действенным способом борьбы с ним является бдительность и осознанность самих граждан.

Заместитель прокурора Центрального района г. Воронеж
Хромых Е.В.