НАУЧНЫЙ ПОЛК ВГАУ: ВОСПОМИНАНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
К началу Великой Отечественной войны наша большая семья из восьми человек жила в поселке Царицын Абрамовского района Воронежской области, расположенном в семи километрах от Абрамовской и восемнадцати километрах от Таловской железнодорожных станций.
Немецкие войска в наше село не заходили, но каждый день с устрашающим ревом пролетали над нами немецкие самолеты бомбить станции.
Мой отец, Салымов Роман Андриянович 1898 года рождения, и братья – Василий Романович 1922 года рождения и Степан Романович 1924 года рождения прошли всю войну.
Боевой опыт, полученный в Первой мировой войне, помог Роману Андрияновичу с честью прослужить и в Великую Отечественную: в составе пехотных войск он освобождал от немецких захватчиков Румынию, за взятие Бухареста был награжден медалью. Домой он вернулся только в сентябре 1945 года. Нелегкие походные условия жизни на войне дали о себе знать тяжелым ревматизмом всех суставов, и в 1956 году папа скончался.
Василий Романович, учитель по образованию, был распределен в Благовещенское военное училище Хабаровского края. Войну встретил и провел на Камчатке, на момент полной капитуляции Японии служил в звании капитана, был комиссован в 1953 году по болезни, работал учителем физкультуры в школе. Скончался в 1971 году в возрасте 49 лет.
Степан Романович до войны работал трактористом в колхозе. Был призван на службу в танковые войска. При штурме Днепра в Киеве во второй половине 1943 года был тяжело ранен, длительное время провел в госпитале, где и познакомился с будущей женой. После войны он остался жить в г. Макаров Киевской области. К сожалению, полного восстановления после ранения не произошло, и после затяжной болезни легких Степан скончался в 1980 году. Ему было всего 55.
Когда наши мужчины ушли на фронт, мама, Салымова Акулина Яковлевна 1898 года рождения, осталась с нами, четырьмя маленькими дочерями: Верой 1927 года рождения, Зиной 1930 года рождения, Анной 1932 года рождения и Марией 1940 года рождения.
Старшая моя сестра, Вера Романовна, после окончания семилетки поступила в Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум в Таловском районе Воронежской области. На войну пришлись ее студенческие годы, и, к ее чести надо отметить, что училась она, несмотря на тяготы и лишения, всегда на «отлично».
Мама с утра до ночи работала на колхозных полях. Мы с Зинаидой оставались на хозяйстве: 40 соток огорода, корова, овцы, козы, куры – все требовало ухода.
Вставали мы на рассвете вместе с мамой, и, хоть и были совсем еще детьми, сажали огород и пололи сорняки, задавали корм скоту и бегали с ним на выпас, убирали в доме и присматривали за младшей сестричкой Машей.
Успевали мы помогать и маме и ее одинокой сестре тете Груне в колхозе: пололи вместе с ними сорняки и прореживали свеклу. Каждая колхозница должна была обрабатывать не менее гектара свеклы. Вместе с другими детьми мы вязали свясла для снопов, таскали снопы и клали их в копны, работали на току. В то время за каждый трудодень выдавали по 200 грамм зерна, а женщины вырабатывали 120 трудодней в сезон, но этого зерна не хватало, чтобы прокормить семьи, поэтому после уборочной мы ходили по полям, собирали оставшиеся колоски на пропитание.
В 1942 году в нашу деревню приехало много беженцев из Белоруссии и Прибалтики. В наш дом поселили многодетную семью из Белоруссии. Мы отдали им комнату, а сами жили в кухне. Спали мы на печи, там же осенью и зимой чесали пух и шерсть с коз и овец, вязали носки и варежки из ниток, спряденных мамой, и отсылали их на фронт.
Жили мы в степной зоне, дров было добыть негде, топить печь можно было только высушенными кизяками, а на растопку использовались стебли подсолнечника и бурьян, которые собирали мы, дети, по полям.
Укладка кизяков в печи у мамы получалась хорошо – она ловко управлялась с ухватом, а для нас он был тяжел. Поэтому Зина сажала меня в печь и подавала кизяки, а я обкладывала ими растопку.
Осенью и весной мы ходили учиться в Козловскую семилетнюю школу за 1,5 км от Царицына. Зимой школа не отапливалась, да нам и не в чем было бы туда ходить – старая одежда износилась или была уже мала, а новую взять было негде. Так что знаний у нас было мало, и когда в конце четвертого класса проводились выпускные экзамены, я их не сдала, и была оставлена на второй год. Вот такое, как и у миллионов других советских детей, было у меня детство, которое пришлось на тяжелое и страшное военное время.
Однако тяготы и лишения войны закалили мой характер и только подстегнули желание получить высшее образование, найти свое место в жизни.
Школу я закончила в 1948 году, а в 1949 поступила в культпросветучилище г. Боброва Воронежской области. После окончания училища по распределению работала заведующей библиотекой в селе Квашино Воробьевского района, а с 1956 года – заведующей Добринской сельской библиотекой Таловского района.
В 1959 году я окончила Ленинградский библиотечный институт имени Н. К. Крупской и переехала жить в Воронеж, где в марте 1961 года поступила работать библиотекарем в библиотеку сельскохозяйственного института, руководство которой приняла в 1980 году.
Я благодарна моей семье, моим родителям, которые своим мужественным примером научили меня бороться с жизненными трудностями и помогли твердо стать на ноги.
Левина Анна Романовна (1932 года рождения) – ветеран труда, с 1961 г. – библиотекарь Научной библиотеки, в 1980–1988 гг. – директор Научной библиотеки, стаж работы в ВСХИ/ВГАУ – 32 года.