на главную Вернуться на главную для слабовидящих Версия для слабовидящих Написать письмо

ВАЛЕРИЙ ФАЛЬКОВ ОБСУДИЛ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ, ВУЗАМИ И РУКОВОДИТЕЛЯМИ ПИШ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Фото: Минобрнауки России

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков выступил модератором панельной дискуссии «Критерии эффективности образования: взгляд работодателей» на полях Международной выставки «Иннопром-2023». В дискуссии приняли участие помощник Президента РФ Андрей Фурсенко, представители органов власти, ректоры российских университетов, руководители передовых инженерных школ и крупных промышленных компаний. Воронежский ГАУ и передовую инженерную школу «Агроген» представили проректор по научной работе Людмила Запорожцева, и.о. руководителя ПИШ «Агроген» Евгений Артёмов.

Валерий Фальков отметил, что цель дискуссии — совместно с вузами и крупнейшими работодателями посмотреть на критерии эффективности в образовании, необходимые реальному сектору, выслушать мнения представителей бизнеса и прийти к пониманию дальнейших действий. Среди вопросов повестки были обозначены: новая модель высшего образования, значение эффективности вузов в современных условиях, показатели оценки их эффективности и участие работодателей в мониторинге качества подготовки кадров.

Андрей Фурсенко отметил, что бояться изменений в образовании не нужно:

«Мы оказались в качественно новой ситуации. Это означает, что мы не должны бояться того, что образование, может быть, изменится очень сильно. А конкретные изменения произойдут — это очень важный момент. Нам всем нужно понять, что началась новая жизнь. А вот в каких аспектах произойдут изменения, решать нам вместе».

Представители крупных работодателей и вузов рассказали, на какие аспекты они обращают особое внимание при оценке эффективности образования.

Заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом» Татьяна Терентьева отметила, что для бизнеса важным позитивным изменением в формировании новой системы высшего образования стала возможность в течение короткого времени сформировать потребность в контрольных цифрах приема. Также она подчеркнула значимость передовых инженерных школ, которые дают возможность главным конструкторам и технологам компаний войти в советы при школах.

Заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков обратил внимание на нехватку школьных педагогов с классическим университетским образованием. В свою очередь председатель совета директоров «СКБ Контур» Дмитрий Мраморов рассказал, что компания ведет работу со школьными преподавателями, в том числе проводит Уральский конгресс учителей информатики и математики, который объединяет преподавателей школ и вузов. Он отметил, что изменения в системе подготовки кадров должны начинаться с работы со школьниками. «СБК Контур» за счет средств благотворительного фонда запустила программы поддержки талантливых ребят, чтобы они участвовали в олимпиадах, оставались в регионе и поступали в УрФУ. 

По словам Дмитрия Мраморова, важным критерием также является востребованность выпускников. С ним согласился вице-президент Трубной металлургической компании Михаил Попов, который подчеркнул, что востребованность выпускников напрямую влияет и на востребованность промышленных предприятий.

Генеральный директор «Уралмашзавода» Ян Центер обратил внимание, что компания готова выделять финансирование на подготовку кадров со специализированным высшим образованием. При этом завод сталкивается с нехваткой специалистов с базовым высшим образованием.

Ректор Московского физико-технического института Дмитрий Ливанов рассказал о проекте, который сейчас реализует МФТИ совместно с Федеральным агентством по труду и компанией «Яков и партнеры».

«Анализ большого массива данных за 5–6 лет позволит показать, как уровень образования, полученного человеком, и то место, в котором он образование получил, — от региона до конкретного вуза и даже школы — связано с успешностью его в профессиональной деятельности. Результаты будут представлены в ближайшие месяцы», — сообщил он.

Валерий Фальков озвучил несколько критериев эффективности образования, которые можно сформировать по итогам выступлений участников дискуссии, среди них:

— востребованность университета или образовательной программы;
— взаимодействие университета с работодателями (это интегральный показатель, который включает в себя возможность привлекать к составлению и реализации образовательных программ компании, привлекать их к итоговой или промежуточной аттестации);
— востребованность выпускников на рынке труда;
— возможность и умение университетов на основе унифицированных стандартов готовить квалифицированных специалистов с учетом потребности рынка труда, гибкость вузов в этом аспекте;
— уровень удовлетворенности студентов и преподавателей, в том числе на этапе обновления системы высшего образования.

«Важный момент, на который я хочу обратить внимание, — в России достойная система высшего образования, но очевидным образом она нуждается в обновлении. И запрос на эти обновления назрел достаточно давно. Образование напрямую связано с экономикой и промышленностью, которые сегодня стоят перед колоссальными вызовами. Это означает, что должны меняться и мы. Это прекрасная возможность, и хорошо, что планируемые изменения мы все вместе обсуждаем, не торопимся, но при этом понимаем, что они назрели и будут реализованы», — заключил Валерий Фальков.

Информация предоставлена пресс-службой федерального проекта «Передовые инженерные школы»

Источник