В МГУ ПРОШЕЛ СЪЕЗД РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ
4 июля в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялся Съезд Российского Союза ректоров (РСР) – ключевого общественного объединения, представляющего интересы лидеров научно-образовательного сообщества и студентов российских вузов. Делегатами съезда стали 617 ректоров и президентов вузов России из всех окружных и региональных советов ректоров. Воронежский ГАУ на мероприятии представил ректор, доктор экономических наук, профессор Александр Агибалов.
Делегаты Съезда Российского Союза ректоров единогласным решением продлили на новый пятилетний срок полномочия президента РСР, ректора Московского университета академика Виктора Садовничего.
Рабочая часть крупнейшего за последние годы форума лидеров научно-образовательного сообщества страны открылась докладом президента Российского Союза ректоров академика Виктора Садовничего. С приветствием к ректорскому корпусу обратился Президент России Владимир Путин. Почётными гостями Съезда стали заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, помощник главы государства Андрей Фурсенко, президент Российской академии наук Геннадий Красников, президент Российской академии образования Ольга Васильева, видные парламентарии.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко: «В соответствии с новым Указом Президента о национальных целях развития Высшая школа должна быть нацелена на реализацию потенциала каждого человека. Особенно важно помогать молодежи строить карьеру в области науки, технологий и технологического предпринимательства. Эта задача закреплена в обновленной Стратегии научно-технологического развития России. В прошлом месяце глава государства утвердил 7 приоритетных направлений НТР и 28 важнейших наукоемких технологий. Подготовка квалифицированных специалистов для разработки и ускоренного внедрения в экономику таких технологий – приоритет Правительства. Безусловно, большой вклад вносят инициативы Десятилетия науки и технологий, которые предусматривают вовлечение научных организаций и вузов в решение важнейших задач, которые стоят перед наукой».
Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ академик Виктор Садовничий: «Стабильно развивающаяся отечественная система образования, её конкурентоспособность и готовность ответить на большие вызовы – важные факторы в обеспечении национальной безопасности страны, научно-технологического суверенитета. У нас есть всё необходимое для успешного развития системы высшего образования – многолетний опыт отечественной высшей школы, основанной на фундаментальном образовании, опыт последних десятилетий, профессионализм и проверенное временем единство ректорского корпуса, наша неизменная готовность работать на благо России. Можем заверить руководство страны в том, что ректорский корпус – это консолидированная, надёжная профессиональная опора, на которую можно положиться в решении стратегических задач, поставленных руководством страны и лично Президентом В.В. Путиным».
Президент РСР высоко оценил роль ректорского корпуса в решении задач преодоления последствий пандемии коронавируса, сохранении стабильности учебного процесса, адаптации к вызовам форсированной цифровизации. Еще более значима деятельность Союза в условиях нарастания нестабильности и напряжённости геополитической обстановки в мире, выстраивания модели университетского образования, обеспечивающей научно-технологический суверенитет страны. По мнению В.А. Садовничего, такая модель должна основываться на преимуществах отечественной системы образования, соответствовать потребностям государства, уровню научно-технологического развития общества. Ректор МГУ напомнил о пересмотре системы университетского образования в части болонских принципов, которая уже давно не удовлетворяла запросам национального развития страны, а также в связи с выходом России и Белоруссии в апреле 2022 года из Болонской системы.
В этой связи ректор обратил особое внимание коллег на президентский указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», на основе которого был запущен пилотный проект: в 2023–2026 годах в шести вузах реализуется переход на новую систему высшего образования. Обсуждение его промежуточных итогов – одна из задач Съезда.
Среди других ключевых задач большого ректорского форума – анализ изменений системы высшего образования в рамках имплементации следующих принципов:
1) фундаментальность образования, особенно математического, в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу и нацеленностью на прикладной результат;
2) междисциплинарность;
3) подготовка профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта;
4) расширение цифровых компетенций для непрофильных специальностей;
5) развитие фундаментального инженерного образования.
В качестве одного из первых практических шагов в этом направлении Виктор Садовничий отметил федеральный проект «Передовые инженерные школы», который тоже обсуждался ректорами. В настоящее время на базе российских университетов работают 50 передовых инженерных школ: 30 были открыты в 2022 году, ещё 20 – в ходе второй волны отбора в декабре 2023 года. ПИШ – эффективный инструмент подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоёмких секторов экономики, фактически речь идет о формировании новой междисциплинарной области знания – фундаментальной инженерии.
Далее в своем докладе глава ректорского корпуса обратился к задаче развития важнейшего элемента подготовки научных и педагогических кадров – аспирантуры, предложив совершенствовать систему финансовой поддержки аспирантов, а также нормативно закрепить льготы для участников СВО при поступлении в аспирантуру. Также необходимо, чтобы образовательные квалификации лучше соотносились с профессиональными. Это тоже предмет особого внимания Союза ректоров. О важнейшем значении подготовки высокопрофессиональных кадров для экономики и социальной сферы страны, по мнению Виктора Садовничего, говорит и тот факт, что с 2025 года заработает новый национальный проект «Кадры».
Особое значение имеет и работа РСР, направленная на повышение объективности оценки деятельность университетов посредством рейтингов. По поручению главы государства создан Московский международный рейтинг «Три миссии университета», за шесть выпусков успевший снискать признание и в России, и за рубежом. Сегодня это наиболее представительный рейтинг в мире и в нашей стране (1800 университетов из 103 стран, 457 вузов из 81 региона России). Также Союзом ректоров разработаны предложения о международном рейтинге университетов стран БРИКС. Эта инициатива поддержана президентом, российским академическим сообществом, профильными комитетами парламента. Идея и методология нового рейтинга одобрена министрами образования стран БРИКС на встрече в Казани 11 июня. Результаты первого рейтинга университетов стран БРИКС будут представлены на Форуме ректоров университетов стран БРИКС, который пройдёт 17-18 октября в Московском университете.
Президент Российского Союза ректоров рассказал об итогах всероссийского исследования удовлетворённости студентов обучением и образовательными возможностями вузов страны, проведенного в 2021-2024 годах на исчерпывающе масштабном социологическом материале – более двухсот пятидесяти тысяч студентов из университетов всех федеральных округов, всех направлений подготовки и всех курсов обучения. По его итогам, подавляющее большинство опрошенных студентов (83%) удовлетворены качеством образования в российских вузах. С 2021 года этот показатель вырос на 6%.
Еще одна из тем доклада – международное сотрудничество. По инициативе Российского Союза ректоров создано более 20 международных межвузовских ассоциаций – двусторонних и многосторонних – среди которых Евразийская Ассоциация университетов, Ассоциация ведущих университетов России и Ирана, Ассоциация университетов России и Индии, Федерация университетов Российской Федерации и стран Арабского мира, 13 профильных ассоциаций между вузами России и Китая. С их деятельностью связано проведение форумов ректоров университетов России и зарубежных стран. Начиная с 2000 года прошло более 80 таких форумов, в которых приняли участие более 6000 руководителей университетов разных стран мира.
Подробно президент Российского Союза ректоров остановился и на анализе деятельности советов ректоров, активно работающих во всех федеральных округах и макрорегионах. Начиная с этого года, их работа, как и усилия Союза ректоров в целом должны ориентироваться на максимальное содействие реализации Указа Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а также Указа Президента «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий».
Виктор Антонович назвал особые точки внимания в деятельности университетского сообщества. Это и совершенствование организации фундаментальных научных исследований, в том числе повышение роли госзадания, разработка новой системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, достижение к 2030 году «цифровой зрелости» системы российского образования, задача увеличения численности иностранных студентов до пятисот тысяч человек.
«Это амбициозная задача. В 2000 году в России обучалось около пятидесяти четырёх тысяч, в 2010 году – 154 тысячи, в 2023 году – 355 тысяч иностранных граждан. Повышение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке требует активной образовательной дипломатии. Российский Союз ректоров готов принять в этом активное участие, учитывая широкую сеть контактов между российскими вузами и вузами дружественных стран», – сказал об этом В.А. Садовничий.
Он заверил участников и гостей Съезда, что не менее актуальными для РСР будут и такие традиционно важные задачи, как поддержка талантливой молодежи и развитие российского олимпиадного движения школьников, вопросы, связанные с созданием условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной, социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
По материалам сайта Российского Союза ректоров