ПОПРАВКИ К КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По интересующим вопросам обращаться в
юридическую клинику Воронежского ГАУ
e-mail: lawvsau@gmail.com
Памятка к проекту Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»
Нормативно-правовое регулирование внесения поправок к Конституции РФ
Юридической основой внесения поправок в Основной закон России, являются нормы главы 9 «Конституционные поправки и пересмотр конституции», действующей Конституции РФ.Отдельные положения о поправках в Конституцию РФ, закреплены в проекте закона о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». В частности, закреплено, что после одобрения в ходе общероссийского голосования изменений в Конституцию РФ, Президент РФ издает указ об официальном опубликовании Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.
Официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками осуществляется незамедлительно после официального опубликования результатов общероссийского голосования.
Обзор предложений о внесении поправок к Конституции РФ
Рассматриваемым проектом закона закрепляются следующие концептуальные положения и гарантии:
1) гарантии высшей юридической силы Конституции РФ в правовой системе России и её приоритетности по отношению к международным договорам Российской Федерации (новая редакция статьи 79 Конституции РФ), согласно которой решение межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции России, не подлежат исполнению в Российской Федерации;
2) приоритет развития страны (создания условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантии защиты достоинства граждан и уважения человека труда, обеспечения сбалансированности прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность) — с введением новой статьи 75.1 Конституции РФ;
3) гарантии защиты социальных прав граждан, минимального размера оплаты труда (не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации), пенсионного обеспечения граждан на принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений (индексации не реже одного раза в год), обязательного социального страхования и адресной социальной поддержки (индексации социальных пособий и выплат) согласно новой редакции статьи 75 Конституции РФ;
4) обновленные требования к кандидатам на должность Президента Российской Федерации (не моложе 35 лет, постоянное проживание на территории Российской Федерации не мене 25 лет, отсутствия ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства) в новой редакции статьи 81 Конституции РФ;
5) обновленные требования к кандидатам на должность Председателя Правительства Российской Федерации (не моложе 30 лет, отсутствие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего права на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства) в новой редакции статьи 83 Конституции РФ;
6) обновленные требования об отсутствии у Президента Российской Федерации, у высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и его заместителей, федеральных министров и руководителей федеральных государственных органов, у сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, а также у судей счетов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации;
7) закреплен порядок назначения и освобождения от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (Председатель Правительства Российской Федерации представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции Российской Федерации). Государственная Дума не позднее недельного срока принимает решение по представленным кандидатурам) в новой редакции статьи 112 Конституции РФ;
8) изменен порядок назначения и освобождения от должности руководителей ряда федеральных органов исполнительной власти (Президент Российской Федерации: назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности) — новый пункт д1 статьи 83 Конституции РФ;
9) усиление роли Конституционного Суда РФ как высшего судебного органа конституционного контроля в Российской Федерации (по запросу Президента РФ проводит проверки конституционности закона, принятого палатами Федерального Собрания РФ, до его подписания Президентом Российской Федерации) согласно новой редакции статьи 125 Конституции РФ;
10) закрепляет конституционный статус Государственного Совета Российской Федерации, который формируется Президентом РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства (новый пункт е5 статьи 83 Конституции РФ);
11) возможность создания федеральных территорий в Российской Федерации (новая редакция части 1 статьи 67 Конституции РФ).
12) уточняются вопросы, которые относятся к ведению Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ).
13) закрепляется международное наименование представителя субъекта Российской Федерации в верхней палате парламента Российской Федерации «сенатор Российской Федерации». Увеличивается до 30 человек число представителей в Совете Федерации, назначаемых Президентом РФ. При этом число сенаторов, осуществляющих полномочия пожизненно, не может быть более семи. Президент РФ, прекративший полномочия, может стать сенатором Российской Федерации пожизненно.
14) перераспределяются и дополняются вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы и Совета Федерации (новая редакция статей 102, 103 Конституции РФ).
Поправки, вносимые в Конституцию Российской Федерации, призваны способствовать повышению эффективности взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти, государственной власти и органов местного самоуправления, а также обеспечению согласованности функционирования и взаимодействия органов публичной власти по направлениям внутренней, внешней политики и при реализации приоритетных направлений социально-экономического развития государства, что должно привести, в том числе, к повышению качества выполнения социальных обязательств государства.