НАУЧНЫЙ ПОЛК ВГАУ: УНИВЕРСИТЕТ В СОЛДАТСКОЙ ШИНЕЛИ
Почему мы вспоминаем Великую Отечественную войну?
Только ли потому, что 9 мая ежегодно проходят очередные торжества? А может быть, сам праздник, внимание к ветеранам и стремление передать память о войне нашим детям — это признаки национального самосознания, нашего уважения к себе и своей стране?
Вместе со всей страной коллектив Воронежского сельскохозяйственного института пережил трудные годы войны и внес свой вклад в дело Великой Победы над фашизмом. 22 июня 1941 года в 14 часов в институте состоялся многолюдный митинг. Профессора, преподаватели, студенты, рабочие и служащие гневно осудили разбойничье нападение фашистов на нашу землю и заверили, что отдадут все силы, а если нужно, и жизнь делу защиты завоеваний Октября, делу свободы и независимости Родины.
Предвоенные фотографии ВСХИ
В самом начале войны 117 преподавателей и студентов подали заявления с просьбой отправить их на фронт. Только за период с 23 июня по 1 октября 1941 года около 500 научных работников, студентов и служащих института с оружием в руках встали на защиту своей Родины.
Вот что написал домой студент факультета механизации сельского хозяйства Николай Плотников: «Учеба для меня теперь кончена, и не только для меня, но для многих моих товарищей-студентов. Теперь для меня наступил новый период жизни. Такие испытания держат все граждане СССР».
Начавшаяся война не остановила работу института. Продолжались занятия. Осенью 1941 года был осуществлен очередной набор абитуриентов.

Но вся жизнь в институте определялась условиями войны и задачей мобилизации коллектива на помощь фронту. Каждый считал своим гражданским долгом отработать после занятий несколько часов на заводе, в поле, на стройке – там, где это было необходимо.
В конце августа 1941 года в институте был обсужден вопрос о размещении в главном корпусе и других зданиях дивизии, сражавшейся под Ельней. Позже в главном корпусе размещался батальон воздушной обороны.

Сотрудники института участвовали в оборудовании двух госпиталей в городе и одного на территории СХИ.
Весной и летом 1942 года институт работал по типу учебно-военного лагеря. В красных уголках студенческих общежитий проходила подготовка медицинских сестер и санитарок из числа студентов. С приближением линии фронта к Воронежу в СХИ был создан истребительный батальон. В его состав вошли многие преподаватели и сотрудники.
В июле 1942 года началась эвакуация СХИ. Первоначально эвакуированный институт расположился, не приступая к занятиям, в ряде сельских населенных пунктов восточной части Воронежской области. Поскольку, как выяснилось, условий для возобновления занятий в Воронежской области не было, приняли решение: эвакуировать институт в город Барнаул.

В дальнейшем часть студентов и преподавателей вывезли в город Усмань (ныне Липецкой области), другая часть по железной дороге отправилась на Алтай в город Камень-на-Оби. Эшелоны были загружены научными разработками, сельскохозяйственной техникой, частью фонда библиотеки. На Алтай поезд прибыл только в октябре 1942 года. К сожалению, в полном составе эшелоны института не доехали: в поезд попала бомба. В итоге из 50 человек, которые выехали из Воронежа, на место прибыло только 35. Остальные 15 преподавателей и студентов пропали без вести.
ВСХИ пробыл в эвакуации два года. Ученые института оказали большую помощь краю в решении вопросов, связанных с увеличением производства зерна и другой сельскохозяйственной продукции. На Алтае Воронежский СХИ отметил свое 30-летие. Институт подготовил более 4000 агрономов, землеустроителей, механизаторов, более 10000 человек окончили курсы повышения квалификации. С чувством огромной радости встретил коллектив института известие о полном освобождении своего родного города от немецко-фашистских захватчиков.