НАУЧНЫЙ ПОЛК ВГАУ: ПО СТРАНИЦАМ ВОЕННЫХ ЛЕТ ВУЗА
Из истории Научной библиотеки Воронежского ГАУ в годы Великой Отечественной войны.
Одним из наиболее драматических периодов в истории Научной библиотеки ВГАУ/ВСХИ являются годы Великой Отечественной войны.
Фонд Научной библиотеки формировался с момента образования вуза директором библиотеки, видным воронежским библиографом В. Я. Заксом и преподавательским коллективом сельскохозяйственного института. В основу библиотечного фонда легли труды выдающихся ученых с мировыми именами, личные книжные собрания профессоров К. Д. Глинки, Б. А. Келлера, В. П. Поспелова, А. А. Добиаша, А. В. Думанского и других преподавателей. Академик Б. А. Келлер отмечал: «…Эта библиотека – одна из крупных культурных ценностей ЦЧО».
За несколько лет до начала Великой Отечественной войны, к 1938 году, численность книжного фонда библиотеки ВСХИ составляла около 500 тыс. экземпляров.
Для вузов Воронежа и являющихся их неотъемлемой частью библиотек первый этап истории в годы войны продолжался с 22 июня 1941 года по начало июля 1942 года. Его основным содержанием была оборонная перестройка жизни и деятельности вузовских коллективов и организация помощи фронту и тылу. Характер первого этапа во многом определялся условиями и требованиями войны, в том числе переводом Воронежа на военное положение и превращением его в прифронтовой город.
С самого начала Великой Отечественной войны коллектив ВСХИ включился в оборонную работу. Не прекращая учебных занятий, многие преподаватели и студенты пошли работать в учебные мастерские, где реконструировалось военное снаряжение. Была организована новая спецмастерская по производству автоматов ППШ, а учебно-механическая мастерская перешла на ремонт бронетехники и автомобилей. С первых дней войны при ВСХИ было организовано курсовое обучение механизаторов сельского хозяйства.
В конце мая 1942 года была сброшена первая бомба на территорию СХИ. В вузах Воронежа заканчивалась весенняя экзаменационная сессия, когда 28 июня 1942 года началось большое летнее наступление немецких войск на Воронежском направлении.
2 июля 1942 года институту предложили эвакуироваться в пределах области. Крайним восточным пунктом эвакуации намечалось село Пески. Вывоз сотрудников и оборудования, в том числе фонда библиотеки и книжных собраний профессорско-преподавательского состава, предполагалось осуществить по железной дороге.
Однако из-за сильных повреждений железнодорожных путей пришлось эвакуироваться на автомашинах и пешком. Основная часть эвакуировавшихся из Воронежа студентов и преподавателей более недели пешком добиралась до восточных районов Воронежской области.
В главном корпусе вуза остались лишь некоторые работники: И. А. Архангельский, доценты Е. Г. Жаботинский, Матвеевский и другие, не успевшие выехать. Во время боев они спасались в бомбоубежище под главным корпусом и были свидетелями того, как с 8 по 18 июля горело это прекрасное здание. Потолок бомбоубежища так нагревался, что людям приходилось переходить в другие отсеки. Книжный фонд библиотеки в это время также находился в подвалах корпусов СХИ.
Первоначально эвакуированный институт расположился в ряде населенных пунктов на востоке Воронежской области. Но условий для возобновления занятий не было, поэтому обком ВКП(б) и облисполком приняли решение эвакуировать ВСХИ в Барнаул. 5 августа 1942 года началась эвакуация института по железной дороге. Это был долгий и трудный путь.
В военный период ВСХИ лишился почти всей своей учебной и материальной базы, в том числе и книжного фонда библиотеки. В эвакуацию с вузом отправились лишь два вагона с незначительной частью учебной литературы и книгами из личных библиотек профессоров.
Другие книги из фонда Научной библиотеки были спасены при освобождении территории СХИ от немецких оккупантов. Вот как об этом вспоминает командир 121 стрелковой дивизии генерал П. М. Зыков: «Однажды поздней дождливой ночью на командный пункт вбежал офицер и доложил, что меня хотят видеть преподаватели сельскохозяйственного института.
– Преподаватели? Откуда они взялись? – вырвалось у меня.
Через минуту я принимал необычных гостей. Вид у них был далеко не профессорский: осунувшиеся небритые лица, потрепанная крестьянская одежда …
Седой в очках назвал свою фамилию (не могу вспомнить) и сказал, что по поручению ректората института, находящегося в эвакуации, они явились сюда затем, чтобы спасти уцелевший научный книжный фонд.
– Он у нас в подвалах, – добавил человек в очках. – Пожалуй, понадобится несколько грузовиков.
В то горячее время было трудно выделить автотранспорт и людей. Но я принял все меры к тому, чтобы успешно провести сугубо гражданскую операцию.
– Фашисты не должны помешать эвакуации ценных книг», – передал я командирам в полки и роты.
Наши снайперы, стрелки и пулеметчики снова показали свое мастерство. Обрушив на фашистов меткий заградительный огонь, они мешали им сориентироваться, «накрыть цель».
Вот в таких условиях, под прикрытием заградительного огня целой стрелковой дивизии вывезли то, что уцелело из книжного фонда библиотеки института. Остальной фонд библиотеки во время боев на территории института сгорел.
В октябре сотрудники института, уцелевшее оборудование и остатки книжного фонда прибыли в г. Камень-на-Оби Алтайского края. Очень трудной оказалась задача обустройства на новом месте. Многие хозяйственно-бытовые вопросы приходилось решать собственными силами. Сразу по прибытии на место назначения коллектив вуза начал подготовку к новому учебному году: приспособление и ремонт жилых и учебных помещений, поиски мебели и оборудования, организация библиотеки.
С целью создания материальной базы для учебной работы преподаватели землеустроительного факультета, возглавляемого профессором Г. Н. Лиодтом, неоднократно выезжали в командировки в институты Омска, Новосибирска и во многие отделы землеустройства за оборудованием и литературой для библиотеки. Так небольшим коллективом была создана материальная база для проведения учебных занятий по геодезии, землеустройству и планировке сельских населенных мест.
В конце октября 1942 года в Камень-на-Оби начались занятия на факультетах (рис. 1). Ученые института оказывали большую помощь краю в решении вопросов, связанных с увеличением производства зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Профессора П. В. Карпенко, П. Н. Першин, В. В. Квасников работу в институте совмещали с исполнением обязанностей заместителей председателей колхозов. На Алтае Воронежский СХИ отметил свое 30-летие.
С чувством огромной радости встретил коллектив Воронежского СХИ известие о полном освобождении своего родного города от немецко-фашистских захватчиков в январе 1943 года. Полное освобождение Воронежа и Воронежской области положило начало обсуждению вопроса о реэвакуации ВСХИ. Она проходила поэтапно, в течение 1943–1944 гг.
Первая группа сотрудников во главе с заместителем ректора по учебной работе Н. П. Александровым, приехала в Воронеж в феврале 1943 года. Здесь они увидели страшную картину: фашисты взорвали и сожгли все, что не было разрушено. Город был мертв, да и не город это был, а груды обломков. Захватчики полностью уничтожили учебно-производственную базу СХИ. Были разрушены учебные корпуса, общежития, жилые дома. На территории института не было ни одного целого здания (рис. 2).
В июне 1943 года в г. Усмани Воронежской области (ныне – Липецкой области) был организован филиал вуза, где начались занятия с первыми курсами. Библиотеку оборудовали в помещении бывшего магазина. Фонд библиотеки состоял из книг, прибывших в одном вагоне из г. Камень-на-Оби. Сотрудники библиотеки В. В. Коварская и Крылова разбирали груды книг, отбирая попутно книги из библиотек профессоров ВСХИ. Фонд пополнился также за счет дара различных учреждений. Здесь же, в Усмани, составлялись каталоги – алфавитный и систематический.
Последняя группа сотрудников ВСХИ возвратилась из эвакуации в ноябре 1944 года. С ними из Алтайского края в Воронеж прибыла остальная часть литературы, которую разместили в уцелевших подвалах студенческих общежитий, так как все здания института были разрушены.
Осенью 1944 года начались занятия студентов старших курсов в Воронеже. Частично был восстановлен 15-й корпус (в настоящее время общежитие № 2) без водопровода и канализации, без отопления. В нем разместились кафедры, управленческий аппарат. Здесь же было и студенческое общежитие.
Учебно-материальной базы для преподавания практически не было. Нужную литературу сотрудники библиотеки пытались восполнить подбором в районах области.
По распоряжению ректора Г. А. Тищенкова заведующий кафедрой общей геодезии доцент А. Ф. Чижмаков (рис. 3) привез из Московского института землеустройства 3 тыс. экз. книг.
По решению Министерства высшего образования филиалу ВСХИ передали часть документов так называемой «библиотеки немцев Поволжья» из г. Энгельса.
Возникла идея пополнить учебную базу института за счет разгромленного Кенигсбергского университета, в руинах которого могло что-то сохраниться.
Перед войной Кенигсберг был одним из самых богатых библиотечных центров на востоке Германии. Кроме крупных общественных библиотек город располагал также многочисленными частными книжными собраниями.
Крупнейшей библиотекой Кенигсберга была Объединенная Государственная и Университетская библиотека (Staats-und Universitatsbibliothek), насчитывавшая к 1945 году свыше 700 000 томов и около 4 700 рукописей. Библиотечный фонд этого собрания складывался на протяжении более чем четырех столетий. Начало ему положила основанная в 1529 году герцогом Альбрехтом Бранденбургским замковая библиотека.
В августе 1944 года авиация союзников почти полностью сожгла исторический центр Кенигсберга, и университет потерял около 80 процентов своих зданий и сооружений. Во время апрельского штурма 1945 года остатки университета подверглись новым разрушениям.
Автором идеи поездки в Кенигсберг был директор ботанического сада ВСХИ, заведующий кафедрой ботаники профессор Василий Феофилактович Васильев.
В. Ф. Васильев – уроженец Прибалтики, выходец из русской крестьянской семьи, прекрасно знал немецкий язык и его наречия, как говорили очевидцы «лучше самих немцев». К группе присоединился доктор технических наук, профессор Александр Иосифович Петрусов, заведующий кафедрой сельхозмашин ВСХИ с 1944 по 1951 год (рис. 3).
В 1946 году, возможно чуть ранее (во второй половине 1945 года), рабочий коллектив во главе с профессорами В. Ф. Васильевым и А. И. Петрусовым, а также руководителем работ по извлечению необходимого из руин и переноске в грузовые вагоны, заведующим кабинетом сельскохозяйственных машин Д. И. Белым, был командирован в Кенигсберг.
По ходатайству руководства ВСХИ и при поддержке администрации области Министерство железнодорожного транспорта выделило 4 грузовых вагона и 1 служебный.
Работы в Кенигсберге продолжались долго. Большие затруднения были вызваны необходимостью подбирать книги и приборы в разрушенных помещениях, проникновение в которые было крайне опасным. Наконец вагоны были заполнены всем необходимым для учебного процесса.
«С пополнением учебных лабораторий, кабинетов и библиотеки дышать преподавателям становилось легче. Я был свидетелем этой работы в Усманском филиале … Заметно обогатились учебные лаборатории кафедр химии, физики, почвоведения и другие, библиотека филиала. Всю работу по вывозу необходимого из университета нельзя считать мародерством. Все там находящееся обречено было на гибель», – вспоминал ветеран Великой Отечественной войны П. И. Анохин, преподаватель ВГАУ, непосредственный участник тех событий.
В настоящее время известно, что в каждом конкретном случае судьбы оставшихся в руинах Кенигсберга книг складывались по-разному. Какая-то часть книг погибла, что-то было организованно вывезено сразу же после окончания войны в хранилища и библиотеки России и Прибалтики, незначительная часть книг стала собственностью новых жителей области или рассеялась по частным собраниям других мест.
В отчете директора библиотеки Павловой от 25 марта 1947 года указывается, что «фонд библиотеки составляет более 51 тыс. экземпляров (плюс более 10 000 экз. в Усманском филиале), из них более 1 тыс. экз. – научная литература, 12 тыс. экз. иностранных изданий, более 1 тыс. экз. антикварных книг. Из имеющихся иностранных книг большинство – немецкие, изданные до 1930 года. Среди журналов имеется много разрозненных комплектов».
В 1947 году библиотека ВСХИ возобновила подписку на ряд изданий (энциклопедии, художественная литература). Был организован межбиблиотечный абонемент и удовлетворено свыше 200 заявок, получено более 200 экземпляров книг. На весь действующий фонд составлен алфавитный и продолжал составляться систематический каталог.
В первые послевоенные годы библиотека занимала в полуразрушенном химическом корпусе ВСХИ 6 комнат общей площадью 265 кв. м. Из них 2 комнаты общей площадью 126 кв. м. были заняты под читальный зал студентов и научных работников, а в остальных 4-х маленьких комнатах (139 кв. м.) размещался весь библиотечный фонд.
Из оборудования имелось 15 стеллажей, 4 щита, 2 шкафа, каталожные ящики и некоторое другое (так указано в отчете), но в недостаточном количестве.
Штат библиотеки состоял из 6 человек (заведующий библиотекой, 1 библиограф и 4 библиотекаря). Библиотека обслуживала 1233 читателя и в среднем за день выдавала свыше 800 экземпляров книг студентам и научным работникам.
Части уцелевшего в годы войны книжного фонда и поступивших в фонд Научной библиотеки ВСХИ в годы войны документов, сохранены в редком фонде, организованном в 1988 году. В настоящее время некоторые экземпляры размещены в экспозиции редких книг экспозиционно-выставочного центра Научной библиотеки ВГАУ.
Книжные редкости уцелевшего фонда библиотеки ВСХИ представлены фундаментальными монографиями, справочно-энциклопедическими изданиями, учебниками и учебными пособиями, альбомами, руководствами для сельского товаропроизводителя. В основном, это научная литература по сельскому хозяйству второй половины XIX – начала XX вв., среди которой – документы по сельскому хозяйству Воронежской губернии.
Огромную ценность составляют труды первых в России сельскохозяйственных институтов, опытных станций, научных обществ, земских учреждений, дореволюционной сельскохозяйственной периодики. Значительное место в коллекции занимают мемориальные прижизненные издания – труды выдающихся российских ученых: А. В. Советова, И. Н. Клингена, Г. Ф. Морозова, А. А. Измаильского, И. А. Стебута, А. Г. Дояренко, Д. Н. Прянишникова, Н. М. Тулайкова, В. П. Горячкина, П. А. Костычева и многих других.
В экспозиции также выделен специальный раздел, посвященный книгам из АССР немцев Поволжья. Автономная ССР немцев Поволжья прекратила свое существование 28 августа 1941 года. В связи с упразднением немецкой автономии все библиотеки на ее территории были ликвидированы.
Центральная библиотека АССР немцев Поволжья включала национализированные книжные собрания, библиотеку бывшего Коммерческого собрания, книги, купленные в букинистических магазинах Москвы и Саратова. В автономии было несколько высших учебных заведений со своими вузовскими библиотеками, среди которых – Немецкий сельскохозяйственный институт.
Часть книг «Немецкой библиотеки» поступила в библиотеку Саратовского государственного университета в 1943 году. Коллекция объемом в 3500 экземпляров, состоящая из отобранных по инициативе ректората Саратовского университета западноевропейских изданий XVI-XIX вв., книг по искусству, прижизненных изданий произведений крупнейших европейских писателей и поэтов, находится в настоящее время в редком фонде ЗНБ СГУ.
ВСХИ также получил (по неуточненным данным в 1943 году в эвакуации на Алтае или сразу после возвращения оттуда) документы, принадлежащие книжному собранию библиотеки ликвидированного Немецкого сельскохозяйственного института (рис. 4).
В целом коллекция книг Немецкого сельскохозяйственного института дает представление о библиотеке сельскохозяйственного вуза в 30-40 годы прошлого века. Многие книги на немецком языке или являются русскоязычными переводами немецких авторов. Это говорит о том, что комплектование библиотеки велось с учетом специфики вуза. Он был создан в 1931 году для удовлетворения потребности в национальных кадрах с высшим образованием для сельского хозяйства в местах компактного проживания немецкого населения в СССР.
В коллекции особого внимания заслуживают медицинские справочные издания по гомеопатии на немецком языке 1834 и 1854 гг. издания. Имеется также ряд изданий с владельческими штампами других учреждений и организаций г. Энгельса.
В одном из разделов экспозиции представлены книги, привезенные преподавателями ВСХИ из г. Кенигсберга.
На книгах владельческие штампы библиотек, лабораторий, ботанического сада и научно-исследовательских институтов Кенигсбергского университета, букинистических магазинов и учреждений города (рис. 5). Самое раннее издание в коллекции датировано 1825 годом.
Как уже упоминалось в отчете библиотеки на начало 1947 года, большинство кенигсбергских книг написаны на немецком языке и опубликованы до 1930 года. Это научные труды по ботанике и смежным дисциплинам, по разным отделам астрономии и математики, по физике, химии, технологии металлов и дерева. Авторами некоторых трудов являются преподаватели Кенигсбергского университета. Имеются энциклопедические и справочные издания. Интерес представляют несколько документов на русском языке.
Книги, которые удалось сохранить и приобрести в годы Великой Отечественной войны, являются частью редких изданий, представленных в экспозиционно-выставочном центре Научной библиотеки Воронежского государственного аграрного университета.
Елена Владимировна Рощупкина, заведующий сектором Научной библиотеки ВГАУ