УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА «ШКОЛА ФЕРМЕРА» ОЗНАКОМИЛИСЬ С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВЕДУЩИХ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ РЕГИОНА
Практический курс предусматривает знакомство с производственной деятельностью четырех ведущих КФХ региона. В ноябре обучающиеся проекта «Школа фермера» посетили хозяйства Поворинского, Бутурлиновского и Каширского районов.
В Поворинском районе прошло первое практическое занятие для слушателей «Школы фермера».
Три месяца 25 участников проекта «Школа фермера» из разных уголков Воронежской области под руководством опытных педагогов Воронежского ГАУ и экспертов Россельхозбанка изучали правовые аспекты работы фермерских хозяйств, финансовые бизнес-модели, основы маркетинга, основы разведения, воспроизводства и кормления сельскохозяйственных животных и другие аспекты, которые необходимо знать фермеру для успешной работы. А с 22 ноября у слушателей началась долгожданная практика, в рамках которой они посетили четыре крестьянско-фермерских хозяйства.
Секреты фермерского мастерства практически невозможно постичь за партой лекционной аудитории. Поэтому слушатели «Школы фермера» с нетерпением ждали выездной практики. Для первого занятия организаторы выбрали хозяйство одного из региональных корифеев фермерской деятельности – Бориса Николаевича Аверьянова. За десятилетия работы на воронежской земле он успешно освоил многие отрасли животноводства. Начинал свой бизнес с разведения коз, сейчас успешно занимается крупным рогатым скотом, поголовье которого составляет около 800 животных. В хозяйстве ориентируются как на мясное, так и на молочное направление.
По словам заместителя руководителя департамента аграрной политики Воронежской области Светланы Геннадьевны Петровой, проект имеет большое значение: «Развитие малых форм хозяйствования содействует занятости населения, росту доходов и, безусловно, является приоритетной задачей. Этот проект дает людям возможность начать и развивать свой бизнес в селе. Для успешного развития сельского хозяйства нам нужны высокообразованные кадры. Зачастую у людей есть желание, но нет теоретических знаний или практических навыков. Поэтому этот проект уникален, важен и очень нужен».
«Полученный опыт проведения первой в регионе «Школы фермера» будет учитываться при организации следующих этапов проекта, отметила директор Воронежского филиала АО «Россельхозбанк» Галина Борисовна Абричкина: «Мир меняется. Серьёзно меняются уже сложившиеся отрасли экономики. Меняется потребление, поэтому нашим фермерам всё сложнее и сложнее заходить на рынок. Нужно изобретать новые виды бизнеса, которые дают доход в условиях ограниченных ресурсов. Поэтому мы надеемся, что слушатели подскажут, что нам сделать, чтобы программа стала ещё лучше и ещё интереснее».
Первая неделя практики слушателей «Школы фермера» посвящена молочному скотоводству, на следующей неделе они под руководством опытных наставников осваивали мастерство мясного птицеводства.
Второй день практики обучающиеся провели у Евстратова А.И. в п. Нижний Кисляй Бутурлиновского района.
Александр Иванович отметил, что в его хозяйстве 787 коров красно-пёстрой породы воронежского типа. Содержатся коровы под открытым воздухом на зимних площадках. Концентратного кормления летом нет. На площадках есть трое весов. Вес учитывают раз в месяц. Среднесуточный привес на телках 780 г в сутки, а на быках 850 г в сутки. Курганы с соломой. От 100 коров получают 85 телят.
Многонаправленность производства «Нижнекисляйских свеклосемян», в котором тесно переплетены растениеводство с животноводством, обязывает руководство не только жить настоящим, но и заглядывать в ближайшее будущее. К сожалению, до сих пор Александру Евстратову приходится по-прежнему надеяться всё более на себя, на свою смекалку, на свой опыт, на своё предвидение. И всякий раз готовить «подушку безопасности» для своего хозяйства из, например, двухгодичной заготовки кормов для скота, а главное – денежных средств, полученных ранее из прибыли.
Третий день практики обучающиеся провели в хозяйстве Сергея Малыхина.
Сергей Малыхин рассказал посетителям о начале своего фермерского пути. Он также воспользовался средствами государственной поддержки на развитие молочного животноводства. Причем, грантополучателем становился дважды. В настоящее время в КФХ Малыхина С.А. содержится 400 голов крупного рогатого скота.
Свою деятельность фермер начинал с выращивания скота на откорм, однако вскоре перешел на молочное животноводство и решил специализироваться в данном направлении. В ходе проведения практического занятия Сергей Анатольевич давал подробные комментарии на все вопросы обучающихся, констатируя факты о своем производстве. Он отметил, что с увеличением поголовья до 200 голов хозяйство выходит на рентабельность и только с наращиванием его вдовое больше – на прибыль. Помимо ознакомления с производством, фермер рассказал об особенностях работы с переходом на НДС, о вопросах аренды земли, о политике социальной ответственности.
Обучающимся представили молочно-товарную ферму в х. Сычовка, а также запущенную в нынешнем году в с. Синие Липяги, показали будущую площадку по откорму крупного рогатого скота.
В четвертый день практики обучающиеся изучили аспекты птицеводства на основе разведения птицы цесарки СООПК «Верхнеикорецкого сельского поселения» Образцов Е.А. Слушатели посетили Бобровский район с. Верхний Икорец.
Евгений Образцов из Бобровского села Верхний Икорец получили грант 500 тыс. рублей. На полученные средства занялся разведением цесарок. Деньги выделили в рамках реализации мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства.
По условиям гранта Образцову необходимо заниматься разведением цесарок три года, увеличивая поголовье и создать одно рабочее место.
Содержание цесарок во многом сильно отличается от других домашних птиц. Со слов Евгения, «основа – это хороший, сбалансированный рацион. Ежедневно цесарки должны употреблять пшеницу, овес, сою, кукурузу, подсолнечное масло. Корма заготавливаю сам. Для этого взял в аренду поля, засеял культуры и собрал урожай. Трактор и комбайн для этого имеются. Заложил около 30 т корма, этого хватит на шесть месяцев».
Также важно содержать птиц в нужных условиях. В птичнике должно быть чисто и сухо. На пол кладут опилки, которые меняют раз в месяц. «Любое хозяйство требует хорошего ухода, огромных физических затрат. Труд, терпение, а главное желание – основа наших начинаний» – рассказал Евгений.
По словам Евгения Образцова цесарки очень пугливы. «Заходить к ним должен один и тот же человек и только в определенной одежде (желательно темный халат). Если птицы сильно испугаются, то начнут жаться в угол, а при таком количестве они непременно подушатся. У нас так однажды за несколько минут погибли 18 цесарок».
На мясо цесарок не разводят, основной продукт – яйцо. Оно меньше, чем куриное, но при этом считается более ценным. Одна цесарка в год в среднем несет около 140 яиц. Период их яйценоскости около полугода. Цена за яйцо цесарки гораздо выше, чем на куриное и составляет в среднем 20 рублей за штуку. Птенцов цесарки не высиживают.
Яйца цесарки считаются гипоаллергенными. Белок, как и скорлупа легко усваивается организмом человека и полезны для людей с заболеваниями сердца и сосудов, сахарным диабетом, атеросклерозом. Количество холестерина в белке яиц цесарки минимальное. Содержание витаминов А и С в полтора раза превышает показатели куриных и перепелиных яиц.
Как говорят сами обучающиеся, успешный бизнес должен быть комплексным. А развить фермерское хозяйство помогают правительственные гранты и выгодные финансовые инструменты Россельхозбанка.
300 тыс. рублей от Россельхозбанка на развитие и совершенствование собственного дела получат три воронежских фермера, которые успешно защитят свои проекты в области молочного животноводства и птицеводства. Гранты будут выданы студентам «Школы фермера», чьи бизнес-планы признают лучшими.
Екатерина Дорофеева, хозяйка фермы «Мама-коза», рассказала, что благодаря проекту «Школа фермера» Россельхозбанка смогла найти ответы на многие вопросы, касающиеся её бизнеса. «Этот проект дал уникальный шанс разносторонне изучить сельское хозяйство на практике. Когда открывала свою ферму, я очень хотела пойти учиться фермерскому делу, но не нашла того, что было нужно. Таких обучающих программ попросту не было. В «Школе фермера» можно не только поучиться на книжках, но и собственными руками пощупать и попробовать что-то сделать. Ведь на 80% ферма – это практика, и никакие учебники её не заменят. А тут есть уникальная возможность поучиться у корифеев», – сказала она.